Итоги месяца. Ноябрь 2009
14 декабря 2009, 20:01
Месяц одной игры. Пусть в ноябре, как и в любом другом осеннем месяце, не было проблем с релизами, все вместе они едва ли могли затмить блеск и славу Call of Duty: Modern Warfare 2. Тут тебе и рекордные продажи, и невиданные ранее сцены, и неслабый такой скандальчик. Все элементы успеха! Но буквально за пару дней до выхода MW2 у нас прошла очередная выставка “ИгроМир”. Уже четвертая по счету. С нее-то и начнем.
О том, что было на мероприятии, мы уже подробно рассказывали в наших материалах (смотрите репортаж и читайте обзор бизнес-дня выставки). Если кратко, то все осталось на своих местах: тишь да гладь 5 ноября и огромные толпы у сцен, демостендов и красивых девушек в последние три дня. Выставку почтили вниманием почти все именитые российские издатели и разработчики: фирма “1С”, “Бука”, Nival Network, Snowball Studios, “Акелла”, недавно созданная Playnatic Entertainment и другие. Из зарубежных компаний присутствовала “большая тройка” в лице Electronic Arts, Sony Computer Entertainment Europe и Microsoft, а также SEGA, Activision, Nintendo и приезжающая второй год подряд Blizzard Entertainment.
Конечно, зарубежные издательства организовали стенды не без помощи своих российских партнеров, но очевидно, что западные (да и восточные тоже) компании отнеслись к мероприятию со всей серьезностью. Мировой анонс The Witcher 2: Assassins of Kings, приезд целой делегации из Blizzard, Джо Кукан, неизменный лидер братства NOD, выписанный в Россию Electronic Arts, – все это подтверждает авторитет “ИгроМира”. Кроме того, на выставке побывали Рэй Музыка из BioWare, Кацухиро Харада из Namco Bandai Games, Гордон Ван Дайк из EA DICE, Том Фрэнч, дизайнер The Saboteur, Брент Джордж из Ubisoft Montreal… В общем, представительная подобралась компания. Что касается посещаемости, то план организаторов по новому рекорду был выполнен – по их оценкам, на выставку пришло около 82 тысяч человек, что на 17 тысяч больше, чем годом ранее. Поставить планку еще выше будет очень непросто.
Но теперь, как говорится, к главной теме выпуска. Call of Duty: Modern Warfare 2 в первый день продаж в одних лишь США и Великобритании купили 4,7 миллиона человек, а всего в мире – 7 миллионов. За неделю игра разошлась тиражом более 11 миллионов экземпляров. Некогда недосягаемый рекорд Grand Theft Auto 4 (в ее активе 6 миллионов копий за неделю) был с легкостью побит. У MW2, помимо Xbox 360 и PlayStation 3, еще был PC, но на персоналки пришлось лишь около 12% покупок. Конечно, за полтора года и консольная база серьезно возросла, но, несмотря на это, PR-отдел Activision все равно заслужил прижизненный памятник. Так как игра, которая, по сути, не дала жанру ничего нового, стала самым успешным (по крайней мере, в абсолютных величинах) продуктом в истории геймдева. Неспроста Modern Warfare 2 часто сравнивают со вторыми “Трансформерами”. Даром что детище Майкла Бэя осталось без рекордов.
В нашей стране релиз MW2 ознаменовался скандалом. Из российского PC-издания был вырезан уровень (который, впрочем, можно легко вернуть, сделав пару поисковых запросов в Интернете) с расстрелом безоружных гражданских в московском аэропорту. Консольные версии игры вообще отозвали, и их судьба до сих пор неясна. Шишки сразу полетели в фирму “1С” и их партнеров из “Софт Клаба”, хотя очевидно, что без санкции Activision модификация игры была бы невозможна. Западный издатель не захотел подливать масла в огонь, который и так уже вовсю раздували общественные деятели из Японии, США, Австралии и ряда европейских стран. Ведь ролик с бойней в аэропорту попал на YouTube за несколько дней до релиза и вызвал значительный резонанс.
С некоторым опозданием возмущаться начали и у нас. Например, генерал-полковник Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, заявил, что продавать такую игру в России – преступление. В противовес его позиции сразу посыпались доводы, что жестоко убивать мирных граждан можно было и в Postal, и в той же Grand Theft Auto, а вот как начали стрелять конкретно в русских, появились двойные стандарты. Да и в конце концов, это всего лишь игра. В фильмах и пострашнее сцены встречаются. С другой стороны, раз это всего лишь игра, почему бы не сделать, скажем, симулятор охоты на школьников или прогулку с огнеметом по детскому саду? Плюс, новая Modern Warfare имеет хоть и нарочито гротескный, но все же политический сюжет. Возможно, все же есть грани разумного? В общем, Infinity Ward удалось сделать самый обсуждаемый игровой уровень со времен высадки на пляже Омаха из Medal of Honor: Allied Assault.
Куда менее помпезным, но отнюдь не менее значимым стал релиз Dragon Age: Origins. Мы получили еще один продукт, созданный по давно известным лекалам. Причем закваска BioWare будет еще древнее, чем у Infinity Ward. Это также не помешало игре собрать отличную прессу и получить уйму положительных отзывов. Правда, в наших краях снова все не слава Богу. Локализация получилась, скажем так, весьма своеобразной. Мужчины здесь иногда говорят женскими голосами, а во фразах проскакивают актерские комментарии (“запнулся, бла-бла-бла, давайте еще раз”). О таких “мелочевках”, как грамматические ошибки, несоответствие субтитров озвучке и банальная неряшливость в переводе, и говорить не приходится. Чего уж там, если в главном меню за продолжение игры отвечает кнопка “Итог”? Впрочем, нужно учитывать масштаб работ и крайне сжатые сроки. Но игроки все же вправе рассчитывать на более уважительное к себе отношение.
На Modern Warfare 2 и Dragon Age свет клином не сошелся, но остальные игры в их тени явно затерялись. Например, Shattered Horizon, проба сил на игровом фронте повелителей бенчмарков из Futuremark Corporation, или Serious Sam HD: The First Encounter, попытка Croteam за неимением новых идей продать старый продукт еще раз. К Left 4 Dead 2 многие относились как к аддону с цифрой 2 на конце. Valve Software не позволила себе халтуру, выдав хоть и ту же самую, но максимально преображенную игру. Поклонники не разочарованы. Издательство cdv Software Entertainment поступило опрометчиво, выпустив Divinity 2: Ego Draconis почти одновременно с Dragon Age. Авторитет BioWare и возможности EA не оставили этой неплохой RPG ни единого шанса. Assassin’s Creed 2 мог бы стать третьим крупным компьютерным релизом ноября, если бы не решение Ubisoft Entertainment перенести PC-версию на 2010 год.
Главным отечественным событием, безусловно, стал выход “Дальнобойщиков 3: Покорение Америки”. Вымученная многочисленными переносами игра произвела впечатление призрака из прошлого (с такой-то графикой!), который, обидевшись, что его потревожили, осыпал своих обидчиков кучами багов и недоработок. Триумфального камбэка не получилось. Также «1С» выпустила “Князя 3: Новая династия”, трэшевый hack-&-slash для ностальгирующих гурманов, а “Руссобит-М”, вдохновившись после “Миротворца” идеей взывания русских геймеров к патриотизму, отправила на прилавки психоделический шутер “Патриот” (тоже, как понимаете, не лучшего качества).
В столь жаркое время нашлось время и для анонсов. IO Interactive представила Kane & Lynch 2: Dog Days, Croteam взялась за Serious Sam HD: The Second Encounter, а Gaijin Entertainment решила перенести “Крылатых хищников” (также известных как “Ил-2 Штурмовик. Крылатые хищники”) на PC. И да, на “ИгроМире” прозвучали анонсы онлайновой ролевой-стратегической игры Prime World, онлайновой же стратегии Elements of War и уже упомянутого The Witcher 2.
Волна банкротств и сокращений вроде бы немного спала, однако совсем без некрологов, понятное дело, не обойтись. Одним из таких некрологов стало известие о закрытии Pandemic Studios. Electronic Arts, избавившись в начале года от австралийского филиала пандемиков, распустила оставшуюся часть на Североамериканском континенте. Большинство из 200 сотрудников были уволены, остальные перебрались в Electronic Arts Los Angeles. При этом издатель вовсе не собирается ставить на том, что делала студия, жирный крест. EA сохранила за собой права на интеллектуальную собственность Pandemic, и уже буквально через неделю стало известно о разработке новой части Mercenaries (она пока проходит под рабочим названием Mercs Inc.). Что ж, люди приходят и уходят, а игры живут.
Текст: Владимир Болонкин