Андрей Крючков («Майкрософт Рус»): «Мы любим соперничать и побеждать»
16 сентября 2010, 18:43
Наступивший сезон станет для российского офиса Microsoft одним из самых важных и определяющих за многие годы работы компании в нашей стране. Осенью на прилавках магазинов появится новая модель Xbox 360, одновременно с европейским релизом планируется начать продавать в России систему Kinect, да и запуск Xbox Live, которого мы все устали ждать, состоится в ближайшее время. Мы посчитали, что пришло время спросить у Microsoft, как они готовятся к новым свершениям и чего ждать от компании в будущем, поэтому встретились с Андреем Крючковым, директором по развитию бизнеса Департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ ООО «Майкрософт Рус». Андрей не только рассказал нам о том, чего ждать осенью, но и признался, почему его застают в Live играющим в Hannah Montana и какой вклад он внес в моделирование аутентичного Питера в GTR 4.
GamesLife.ru: Андрей, охарактеризуйте, пожалуйста, работу Департамента по продвижению аппаратно-развлекательных платформ Microsoft в России за последний год.
Андрей Крючков: Несмотря на начавшийся два года назад кризис, нам удалось сохранить уверенный рост по всем бизнес-направлениям. Мы упрочили свою позицию на рынке, запустили интересные игры, которые тепло принимались пользователями, получали высокие оценки и хорошо продавались как в России, так и по всему миру. Мы чувствуем себя уверенно.
GL: Microsoft жестко конкурирует с Sony и Nintendo. Как вы себя чувствуете в условиях постоянного прессинга?
Андрей: Мы здраво относимся к конкуренции. С первого дня существования нашей компании мы имели серьезных оппонентов, с которыми активно боролись. Мы любим соперничать и побеждать; сильные конкуренты побуждают нас к новым свершениям и поиску свежих подходов, подталкивают нас к созданию более качественного продукта. Российский рынок достаточно специфичен. Игровой рынок в нашей стране в основном связан с ПК. Поэтому, если говорить об игровых платформах, то ни одна компания и близко не подошла к достижению Microsoft, так как Windows уверенно лидирует в этом сегменте. Что касается консолей, то Microsoft Xbox 360 и Sony PS3 занимают примерно одинаковые доли российского рынка. По оценкам независимых экспертов, мы имеем слегка лучшую install base, но в целом цифры сопоставимы. Еще один представитель next gen консолей, Nintendo Wii, не показала себя успешной на российском рынке, в отличие от большинства стран мира.
GL: Сколько экземпляров Xbox 360 было продано в России?
Андрей: Я могу назвать эту цифру, только если вы подпишете документ о неразглашении. Это закрытая информация.
GL: Какая разновидность Xbox 360 продается в России лучше?
Андрей: Запуская консоль, мы ожидали, что наш рынок, будучи чувствительным к цене, станет больше потреблять версию Xbox 360 Arcade, которая является более бюджетным предложением по сравнению с Xbox 360 Elite. Однако, к нашему удивлению, продажи этих моделей равны. Премиум-консоли продаются лучше, чем мы ожидали.
GL: Продажи идут в основном только в крупных городах?
Андрей: В городах с населением в 500 тысяч и больше потребительская активность не отличается кардинально. Мы имеем статистику по регионам нашей огромной родины, и я не вижу больших отличий в выборе покупателями тех или иных консолей. В крупных городах люди чаще покупают аксессуары. На этот счет у нас есть гипотеза: возможно, жители крупных городов предпочитают ходить в гости и играть вместе, вследствие чего активнее приобретают геймпады, в то время как в городах поменьше люди играют в одиночку.
GL: В чем вы видите преимущество Microsoft на рынке консольных игр?
Андрей: Приведу такую аналогию: когда вы идете в магазин купить дрель, то вам нужна не дрель как таковая, а отверстия, которые вы насверлите. Когда человек покупает приставку, она сама по себе ему не интересна, ему хочется играть в видеоигры. Нашим абсолютным конкурентным преимуществом является наличие великолепных игр, за которыми интересно проводить время как хардкорщикам, которые играют днями напролет и предпочитают серьезные игры, так и тем, кто любит, например, более казуальные развлечения.
GL: Вы высказали любопытную мысль про дрель. Однако есть люди, которые приходят в магазин и видят, что в одном углу стоит беленькая Xbox 360, которая сразу нравится внешне, а в другом — черная PlayStation 3. И наоборот, кому-то милее дизайн консоли Sony. Или, скажем, человек осуществляет выбор, исходя из наличия сервисов, которые есть у той или иной платформы. Неужели это играет настолько незначительную роль?
Андрей: Вы пробовали выбирать консоль по цвету?
GL: Ммм…
Андрей: Результаты проведенного нами опроса показывают, что 98% населения принимают решение о том, чего они хотят, месяца за три до покупки. Человек внимательно изучает продукт и, придя в магазин, уже четко знает, что собирается приобрести. Что касается цвета, то выбор у нас есть: Xbox 360 бывает и белый, и черный. Кстати, сейчас приходит мода на матовый черный цвет техники, в результате чего у нас будет консоль с соответствующим внешним видом. Кроме того, у Xbox 360 можно менять фронтальную панель. У меня, например, вся техника дома серого цвета, и на Xbox тоже стоит серая панель, чтобы он не выделялся.
GL: У вас есть ощущение, что аудитория Xbox 360 чем-то отличается от аудитории продукции конкурентов?
Андрей: Наша аудитория сейчас сильно отличается от аудитории Nintendo Wii. Запуская Kinect для Xbox 360, мы попробуем привлечь на свою сторону любителей казуальных игр. К сожалению, Nintendo не смогла объяснить людям в России, что это за игры и почему в них здорово играть вместе с друзьями и семьей.
GL: А если говорить о хардкорных игроках? Скажем, еще 5 лет назад было деление на поклонников одной консоли (приверженцев Sony) и любителей другой (фанатов Microsoft).
Андрей: Я не верю, что есть такие упертые товарищи, которые серьезно увлекаются играми и при этом идеологически ограничивают себя исходя из привязанности к конкретной платформе. Я уверен, что большинство хардкорщиков имеют обе консоли. Мы проводили опросы, из которых следует, что резко выраженный фанбоизм свойственен мальчикам; чем старше человек становится, тем важнее ему сами игры, а не «холиворы» о том, кто лучше, Sony или Microsoft. Мне не понятно, как можно быть хардкорным игроком и проигнорировать Gears of War или Halo, не пройти God of War или Uncharted. У многих серьезных игроков есть и игровой ПК, и Xbox 360, и PS3, и даже Wii.
В России, скорее, есть идеологическое разделение между консольными игроками и любителями ПК. Это наша национальная особенность.
GL: Очевидно, что есть люди, которые не могут позволить себе купить все платформы. Им приходится выбирать какую-то одну консоль. При этом за последнее время очень активизировалась Sony, выпустив, например, эксклюзивные God of War 3, Heavy Rain, готовя Gran Turismo 5, inFamous 2, Killzone 3… Вас это как-то заботит?
Андрей: Мы очень рады, что поклонники Sony наконец-то получили парочку хороших игр в свою коллекцию. Впрочем, у нас классные игры выходят год от года, но невозможно их делать постоянно; так что сегодня у нас, завтра у них. Повторюсь, хардкорщики потребляют игры для всех платформ. Если человек любит гоночные игры, то сейчас он может купить Xbox 360 и играть в Forza или NFS. А может подождать несколько месяцев и купить PS3 и Gran Turismo 5, если она, конечно, наконец выйдет… В новом сезоне люди точно будут выбирать Xbox 360, так как у нас на подходе великолепная линейка игр: Halo: Reach, Fable III, Gears of War 3 и многие другие. Осенью мы запускаем Xbox Live в России — еще один повод выбрать нашу платформу. Наконец, важным фактором является скорый старт продаж Kinect и нескольких мощных игр для этого устройства.
Разумеется, каждый платформодержатель всегда пытается перетянуть аудиторию к себе. Конкуренция – это хорошо; благодаря ей выигрывают любители видеоигр. У них появляются интересные тайтлы. Мы для них работаем, они обеспечивают нашу прибыль.